Павел Карачин: «ИСКУССТВА ДЛЯ ИСКУССТВА НЕ БЫВАЕТ!»


Павел Карачин со своими поэтическими коллаборациями выглядит поистине революционером. Он не только публично читает свои стихи, причём для довольно большой аудитории, но делает это в своём собственном неповторимом стиле. Это не «ритм и поэзия» (попросту РЭП), не поэтический спектакль в сопровождении музыки, это совершенно новое взаимодействие слова и звука. Павел читает стихотворения под импровизационное сопровождение музыкантов. Они играют, пытаясь поймать настроение произведения, а он декламирует стихи, прислушиваясь к музыкальному языку, подчиняясь музыкальной агогике, темпу, иногда делая паузы, как в куплетах песен.

В настоящее время он сотрудничает с гитаристами Алиной Юдаевой и Александром Дороньевым. Вместе с ними не так давно выпустил альбом «Никто».

- Павел, до альбома «Никто» Вы уже выпускали подобные диски. Но там не участвовали в записи «живые» музыканты, а была использована музыка, сотканная из сэмплов. Что это были за альбомы и когда они вышли?

- Первый диск с музыкальными аранжировками стихов был записан весной 2017 года. Называется он «Флагман Гражданской Поэзии» и является, по сути, макси-синглом – пилотной версией последующих трёх альбомов. Записывался на студии «Сплав Слов». Я тогда и сам не знал, что из этого получится. Увидел в сети услугу «музыкальные аранжировки» - решил попробовать. Ведь очень важно фактическое доказательство самого существования творчества. К тому времени я уже выпустил три сборника стихов: «Не смешно!!!», «Кокон Пустоты» и «Гражданская антипоэзия». Книги распространяются довольно хорошо, но этого мне казалось мало. Вот и появился «Флагман». Я приехал в студию, начитал наиболее сильные и подготовленные на тот момент вещи и стал ждать. Когда мне прислали готовый материал, я в осадок выпал! Очень здорово получилось! Сразу стал готовить запись следующего альбома – «Волчья Яма». Этот альбом полностью посвящен моему видению политической ситуации и раскрывает мою гражданскую позицию. Диск получился двойным. Я старался записать «Яму» как можно быстрее потому, что все вошедшие туда стихи имеют некий срок годности, и я полагал, что в марте 2018 года они могут потерять свою актуальность в связи с определенными событиями… Наивный! Никогда эти стихи актуальности не потеряют! Ни-ког-да!!! «Волчья Яма» была записана осенью 2017 года там же, на студии «Сплав Слов». Практически через месяц после выпуска «Ямы» я взялся за альбом «Проданный Смех». Он не имеет ярко выраженной тематической направленности и является просто калейдоскопом картинок, фотографий непотребств, к которым мы привыкли настолько, что перестали замечать. Тогда же меня познакомили с руководителем студии «Изумрудная Ящерица». «Проданный Смех» аранжировали там – мне хотелось, чтоб альбомы отличались друг от друга не только содержанием стихов, но и аранжировками – так ведь интереснее… «Смех» был готов в конце декабря 2017 года, но представил я его только в марте 2018 года. Эти альбомы находятся в сети в свободном доступе.

- Как пришла идея исполнять стихотворения под музыку на концертах, а потом идея записи и издания данного творческого процесса на альбоме – именно в том формате, в котором сейчас происходит у Вас?
- Ну, сама-то идея не нова. Стихи – это здорово, конечно. Но ведь слушать, допустим, целый час непрерывного текста – с ума сойти можно. Тем более что мои произведения объёмные, сюжетные, как правило. На четвертом-пятом стихе люди начинают терять нить повествования, слова смешиваются и превращаются в «бла-бла-бла». А музыка способствует усвоению, «оттягивает». Сначала такая идея была. Теперь, когда я работаю с Алиной Юдаевой и Александром Дороньевым, музыка превратилась в совершенно самостоятельную полноправную составляющую. По-моему, неплохо получается.

- Где и как Вы ищете музыкантов для своего проекта? Ведь Ваше творчество не всегда однозначно, и не всегда вписывается в устоявшиеся цензурные рамки? Не все музыканты согласятся на подобное сотрудничество. Как Вы их уговариваете, чем привлекаете? Возможно, есть какой-то секрет, как у заклинателя змей?
- «Ищу музыкантов» - громко сказано. Алина Юдаева и Александр Дороньев – практически первые музыканты, с которыми я работаю вплотную. Мой первый опыт выступления с музыкальным сопровождением был с прекрасным человеком – пианисткой, режиссёром Любовью Коротченковой. Мы подготовили две получасовых программы на базе «Флагмана», которые показали несколько раз в конце 2017 года. На первом выступлении нам еще Антоха Гумбин на гитаре подыгрывал. Но в силу объективных обстоятельств мы не могли уделять совместному проекту много времени. Потому работали по принципу «Вот будет концерт. Нужно срочно подготовить несколько вещей». Несколько раз репетировали – и на сцену. Потом каждый опять возвращался к своим делам. Результаты этой работы также доступны в сети, правда, только в концертной версии. Первая программа называется «Павел Карачин и Хорошие Люди. Смех Никого в условиях кризиса Вечности», вторая – «Павел Карачин с Любовью к Вам. Цени телегу». Это концертные получасовые нон-стопы.
Интересный факт. Ко мне одно время очень часто обращались разные музыканты на предмет совместных выступлений. Но как только я соглашался и предлагал начинать плотную работу – все до единого исчезали.
С Алиной и Александром я был знаком примерно года полтора. Мы встречались на различных мероприятиях. И вот в начале 2018 года я предложил им попробовать сделать совместный проект. Они согласились – к моему удивлению, кстати. В феврале мы провели первую репетицию. Задачей была подготовка концертной программы «Проданный Смех» для презентации альбома. В конце марта мы её показали публике. Студийной записи этой программы, к сожалению, не существует, и услышать эти композиции можно только вживую. Материал, записанный «Изумрудной Ящерицей» и выпущенный на дисках отличается абсолютно. Не хуже, не лучше – просто по-другому.
А секрета привлечения людей никакого нет. Более того, я очень трудно схожусь с людьми. Для меня большая проблема подойти к малознакомому человеку и что-то ему предлагать. С Алиной и Александром мне просто необычайно повезло! Очень надеюсь, что наше сотрудничество и дружба продлятся очень долго!

- Как давно Вы вообще пишете стихи?
- Свой первый стих я написал в возрасте 13 лет, в 1990 году. Он называется «Цинизм». На написание меня вдохновил вызов на педсовет. Писали мы в школе сочинение по «Грозе» Островского, и я в нём назвал Катерину потаскухой. Не знаю, пройдёт ли это по формату – но как есть. Так вот. Данное сочинение явилось причиной того, что был собран педсовет, куда вызвали моих родителей, и полдюжины взрослых и умных тётей и дядей распекали меня за то, что я столь неверно расцениваю фигуру «луча света в тёмном царстве». Предлагали из школы исключить, обещали в 10 класс не взять. Это сейчас я посмеялся бы да поострил. А я тогда испугался здорово – ребёнок ведь. И вот, придя домой, я взял листок бумаги и написал стихотворение о том, что надо вещи своими именами называть. «Цинизм» пролежал в столе года два. Потом я написал ещё несколько стихотворений по сюжетам окружающего меня мира – тоже в стол. Вообще-то я никогда не ставил себе цели «стать поэтом». Так, выплеск эмоций. В 1993 году я познакомился со своими сверстниками, образовавшими группу «Гараж» и вошёл в их состав. Там я превратил свои стихи в песни, и даже совместно с Иваном ИФом Фесенко в домашних условиях записал два акустических альбома: «Небесное Зеркало» и «Константа». Они тоже есть в свободном доступе. Сейчас, конечно, смешно слушать…
«Цинизм» я до сих пор считаю одним из лучших своих стихов, а Катерину – потаскухой. Да и остальные стихи того периода неплохие, в общем. Понятно, что выглядят они наивно с высоты возраста. В 2020 году исполнится 30 лет моего стихосложения и одновременно 25 лет альбому «Небесное Зеркало». Планирую издать большую полноценную книгу и переиздать «Зеркало» уже в моём теперешнем стиле. Надеюсь, интересно получится.

- А как давно пишете стихи на злободневные темы, произведения социальной направленности?
- Недавно один мой товарищ сказал мне: «Слушал с друзьями твои диски – у них случился культурный шок!» Как меняется время, а с ним вместе человеческое восприятие. Ведь если бы эти диски слушали, скажем, в середине 90-х, то ни у кого никакого шока не произошло. Мы в те времена и не представляли, что можно о чем-то другом писать. А теперь «Люди хочут позитиву». Только бы ржать! Ёлки-палки, всё не насмеются никак. Так вот, стихи социальной направленности я писал всегда. И в молодости, и сейчас. Потому, что для меня стих… Ну представляете: идёшь по тёмной квартире – тишина. Вдруг наступил на что-то или ударился – и заорал благим матом. Стих для меня – этот самый «благой мат». А когда тихонько, ровненько – так и орать незачем и не о чем. Я 10 лет – с 1998-го по 2008 год молчал… Я пишу о том, что меня беспокоит. Меня не беспокоит несчастная любовь. Меня не беспокоят цветочки-бабочки. А вот социум беспокоит!
Иные «творцы» занимают такую позицию: «Я вне политики, меня это не касается». Смешно, граждане! Смешно и глупо! Что тебя не касается? Рост налогов? Правовой беспредел? Отсутствие медицины нормальной? Как ЭТО может кого-то не касаться?! И в любой момент тебя, всего такого одухотворенного и талантливого, задавит на джипе двоюродный племянник третьего помощника заместителя вице-главы Росгидромета и не будет ему за это ничего. Или семью твою задавит. Или переселят тебя к черту на рога по программе реновации, а на месте твоего дома церковь построят. И сразу коснётся!
К теме вопроса, хотелось бы отметить моё отношение к «лирике». Вот есть человек, к которому вы испытываете чувства. Это ВАШИ чувства, обращенные к КОНКРЕТНОМУ человеку. Интимный вопрос! И вдруг вы изливаете эти чувства на бумаге и выносите на всеобщее обсуждение. Осмеяние и поругание сиречь – по-другому не бывает. Как же это?! Гнусность какая-то… Или ложь и чувства эти фальшивые – для красного словца.

- Что подвигло Вас на это? Вы считаете, что своими стихами сможете что-то изменить в нашей жизни, в жизни страны?
- На возвращение к стихам меня сподвиг экономический кризис 2008 года. Полное осознание того, что жить спокойно не дадут! Только как-то наладится жизнь, только-только начнёшь из дерьма, извиняюсь, приподниматься – обязательно найдется социально-политический сапог, который тебя в это дерьмо обратно засунет! А в современных реалиях всё чаще и чаще находится, и всё глубже и глубже засовывает. Это, опять же, к вопросу «Не касается»…
А насчет «изменить»… Да нет, наверное, ничего не изменишь. Потому, что мы привыкли жить в бардаке. Бардак удобен – его поддерживать не надо, всё само собой поддерживается. Мы даже гордимся тем, что научились жить в условиях беспредела и бардака. Есть такая расхожая фраза – девиз прямо: «Нас (цензура), а мы крепчаем!» Так вот эта черта характера – главное наше проклятие. Потому, что того, кто только крепчает, будут подвергать процессу, упоминаемому в поговорке, до без конца! А мы этим гордимся… Ничего нельзя изменить, пока социум сам этого не захочет! А никто не хочет – всех всё устраивает… В каком-то советском фильме упоминаются рыбы, которых вывели специально для жизни в городской канализации. Потом пустили в чистую воду, и они передохли. Так вот мы – эти самые рыбы. Я осознанно употребляю слово «Мы» потому, что ничем не лучше прочих.

- Для чего Вы это делаете? Ведь многие видят всё то же, что и Вы, но ничего не предпринимают, даже не высказывают своего частного мнения.
- Хм-м… Когда я только появился на сцене и начал читать стихи, то я говорил, дескать, я хочу, чтобы людям стало стыдно и они изменились. Лгал и себе, и окружающим! Во-первых, как я уже говорил, ничего изменить нельзя. Во-вторых, пытаться изменить людей – автоматически ставить себя выше них. А я ничем не выше. Я умею стихи писать, Алина с Сашкой – на гитаре играть, кто-то картины пишет, кто-то автомобили ремонтирует или зубы лечит. И кто из нас лучше? Кто кого менять должен? В-третьих, чтобы менять сознание, нужно помимо стихов обладать некими ресурсами, которые позволяют целенаправленно и интенсивно в это сознание внедряться. Войти в школьную программу, например. Или хотя бы вести телешоу в прайм-тайм. Я такими ресурсами не обладаю.
Не высказывают мнение?... Существует социальный стереотип. В этом смысле мы, к сожалению, от совка недалеко ушли. А стереотип этот «Не высовываться». Слово «умный» в русском языке – ругательство. Забитый, запуганный народец, чьё сознание сформировано с одной стороны постоянной угрозой преследования со стороны властей, а с другой – уголовными «понятиями». Вот и не высказывают: «Мало ли…»
Сейчас на вопрос «Для чего?» я нашел для себя очень простой ответ. Пишу потому, что могу, умею, и мне это нравится. Хобби у меня такое. Один модельки клеит, другой в футбол играет, а я стихи пишу. А причина выступлений: «Я ищу таких, как я…» (с) Е. Летов. Не пытаюсь изменить, а ищу тех, кто уже изменился. Потому, что всегда приятно общаться с себе подобными, с единомышленниками. Творческая жизнь помогает мне знакомиться с интересными людьми, которых я никогда не встретил бы в будничной повседневности. С Вами, Юлия, например… Я в 1991 году ещё в старом «Давай-Давай» купил кассету с альбомами Ника Рок-н-Ролла «Недобитая Сволочь» и «Покойный Мень». Мог ли я предположить, что когда-нибудь буду стоять с этим человеком на одной сцене? Может это и не особенно возвышенные мотивы. Но скажу честно: нет злодея страшнее фанатика, пытающегося осчастливить весь мир! К тому же, пафосные заявления о намерениях улучшить жизнь человечества – как правило, ложь. Люди склонны руководствоваться низменными мотивами.

- Есть ли грань, через которую Вы можете переступить в своём творчестве, или через которую не следует переступать?

- Такой грани нет. Я не разделяю свою личность и своё творчество. За каждое слово, произнесенное или написанное мной, я готов держать ответ. Единственный критерий – качество. А в целом, если у меня возникла какая-то мысль, я готов её изложить на бумаге и отобразить на сцене, какой бы крамольной она ни была. И если зрители пришли на меня смотреть или взялись меня читать, значит, им интересны мои мысли и точки зрения.
Важно помнить вот о чём. Что бы я ни писал, ни говорил, ни показывал – это мнение ОДНОГО человека, Карачина Павла Александровича. Оно может быть и неверным. Я – не Нострадамус, не Моисей, не Спаситель, чтобы мои слова и мысли являлись истиной в последней инстанции. Разделяете – хорошо. Не разделяете – тоже хорошо: озвучьте своё или найдите того, чьё разделяете. Сколько людей – столько и мнений.

- Были ли какие-то инциденты у Вас с властями, цензурой при публикациях? И как решались, эти вопросы?
- Ха-ха-ха! И вот здесь читатели замерли в ожидании рассказа о том, как меня пытали в подвалах Лубянки… Разочарую: никаких проблем с властями у меня нет и не было. Не того полета птица. Вообще, серьёзно думать, что мультимиллиардеры испугаются или вообще как-то снизойдут до стихоплёта, читающего свои вирши в кабаках – несусветнейшая глупость! Где я и где они? Другое дело, если я получу доступ к ресурсам, которые описывал ранее. Но и тогда ничего страшного не произойдёт – власти уже совершили однажды ошибку, превратив дурацкий поступок в крестовый поход и наплодив мучениц, в чьих майках теперь Мадонна выступает. Там тоже не идиоты – такого промаха они не повторят. Просто на концерт, где я соберу сто тысяч человек (мечтай, дурачок, мечтай!) приедет солидный господин с узнаваемой физиономией, пожмёт мне руку, заявит, что власть всегда поддерживала талант, подарит мне 300 га в Крыму или здание «Планета Поэзии» на Фрунзенской, потом моим именем назовут аэропорт – и всё! Я успокоюсь сам, как это сделали многие до меня – смотрите слова о низменных мотивах. А если и не успокоюсь, то ведь встречу господина со мной будет транслировать Первый канал и мне всё равно никто не поверит после репортажа «Как анархист с господином ручкался»… Так что все эти разговоры о преследовании авторов раздуваются самими авторами для повышения собственной значимости. Просто не нужно путать творчество с откровенной провокацией и хулиганством. Вот заголовок: «Известный рэпер был арестован во время концерта» - и сограждане начинают муссировать тему законодательного зверства. На самом деле, никто даже саму статью не читал! А было так: товарищу отказали в предоставлении площадки – такое сплошь и рядом бывает. Тогда, обидевшись, он залез на крышу стоящего рядом автомобиля и начал петь оттуда. Приехала полиция и свинтила его за хулиганство и порчу имущества. Это – преследование?! Да если бы я был владельцем машины – я бы просто его убил! Или другой пример: запрещают клип – беспредел цензуры. Но есть нюанс. Я сейчас могу взять ролик с ПорнХаба и подложить под него свой стих. Ролик тоже запретят. А потом я буду бить себя в грудь и блажить, что запретили стих… Ерунда всё это! Я знаю людей, чьё творчество имеет гораздо более жёсткий и провокационный оттенок. Никто их не преследует, в тюрьму не сажает, хотя некоторые их произведения внесены в список экстремистских материалов. Не подумайте, что я защищаю власть! Но и лишнего наговаривать не хочу – без этого у властей косяков хватает.
С цензурой по-другому. Да, цензура есть! Но она не доставляет особенных хлопот. Ну не дали площадку – неформат – другую найду. Делов-то. Я осознаю, что в моих стихах много ненормативной лексики, поэтому в FM-диапазон их пропустят едва ли. Но я же осознанно на это иду.
Гораздо хуже дела обстоят с «оскорбленными». Это когда из зала драться лезут потому, что им не нравится моя точка зрения. Причем, это люди абсолютно стереотипные: люмпен-патриоты. Они представляют из себя Ничто и единственный их выход – чувствовать себя частью чего-то «Великого». Когда я начинаю крушить эту иллюзию и называть их тем, чем они являются на самом деле – они обижаются. Вот эти опаснее любой полиции, любой спецслужбы! Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

- Отражается ли Ваше творчество на Вашей семье? Как Ваши близкие относятся к нему, что говорят?
- Моя семья всячески меня поддерживает. Моя жена очень коммуникабельный человек и всеми силами способствует продвижению моего творчества. Мама тоже. Им нравится, вроде.

- Кому предназначены Ваши поэтическо-музыкальные опусы? На какую аудиторию направлены? Вы задумываетесь об этом или нет, когда пишете?
- Конкретной целевой аудитории у меня нет. Единственное, желательно, чтоб человек обладал хотя бы начальными навыками анализа услышанного и увиденного. Причём, не от меня, а вокруг себя! Я как-то был свидетелем того, как группа вполне взрослых людей серьёзно обсуждала такой вопрос: в 1986 году после взрыва ЧАЭС американцы (ВНИМАНИЕ!!!) изменили направление ветра, чтоб облако полетело не на Украину, а на Россию. Я обычно в подобные диалоги не встреваю, но здесь не удержался! Говорю, мол, я даже не спрашиваю, откуда такая информация, я это прекрасно понимаю – телеканал Рен ТВ, программа «Военная Тайна». Там много таких откровений услышать можно. Я не оспариваю техническую возможность изменения ветра на другом конце планеты. Но господа хорошие! Не смущает ли вас, что в 1986 году НЕ БЫЛО ни Украины, ни России, а был Советский Союз и, куда бы ни полетело облако, пострадают советские граждане? Так зачем тратить огромные силы и средства (а технология разворота ветра даже в теории не может быть дешевой), если нет разницы?! Они ответили, что я – национал-предатель и американский шпион. Так вот это – НЕ МОЯ аудитория. Те, кто называет себя верующими людьми, но в Великий Пост лакает водку под сардельку – НЕ МОЯ аудитория. Тот, кто всерьёз обеспокоен положением в Сирии, пока его мать-пенсионерка собирает пивные банки, чтоб поесть купить – НЕ МОЯ аудитория. Те, кто не умеет думать, анализировать и принимать решения – НЕ МОЯ аудитория. А остальные – МОИ, вне зависимости, от пола, возраста, расы и прочих факторов.

- Кто организаторы Ваших выступлений? Где Вас можно увидеть и самое главное услышать?
- Основным организатором моих выступлений является Алексей Моисеев, лидер ТО «О.Б.Е.Л.И.С.К.» Именно ему я обязан тем, что вообще оказался на сцене. Именно Алексей первым меня заметил и пригласил выступать в формате Свободного Микрофона. Это было в 2016 году. А теперь почти все концерты организуются им. Великий человек! Не могу не сказать также об Андрее Мельникове, более известном, как Крыс. Он не является организатором в хрестоматийном смысле этого слова, но выступает посредником при осуществлении очень интересных проектов и знакомстве с интересными людьми. Кстати, ВИА «Клейзавод», в которой Андрей сейчас выступает фронтменом, на мой взгляд, один из самых интересных и перспективных проектов на московской сцене.
Отдельно хотелось бы отметить Сергея Сорокина – одного из основателей тверского ТО «Мосты». Масштабы деятельности этого человека трудно переоценить. Тверь – город, где мои концерты проходят со стабильным успехом именно за счёт энергии и неутомимости Сергея! Он, по сути, организует всё на месте – наше дело только интернет-поддержка и само выступление. Огромное Спасибо, Сергей!
В наукограде Пущино наши концерты организовывает замечательный человек Николай Векшин, создавший своими силами клуб «Резонанс» и возглавляющий местное творческое сообщество. Концерты в «Резонансе» всегда отличаются высокой организованностью, и выступать там очень приятно! Огромная благодарность Николаю!
Так же хочу выразить признательность Вере Ясинецкой (организатору ежегодного фестиваля «Движок») и Наталье Долматовой (организатору «Шокофеста») за стабильную возможность выступить в рамках фестивалей!
Вообще, труд организатора очень тяжёл и неблагодарен. Я выступал всего-то соорганизатором в трёх концертах – чуть с ума не сошёл! Призываю коллег по сцене: «Уважайте труд этих самоотверженных людей!»
А увидеть и услышать меня очень просто. Самый простой вариант – набрать в Яндексе «Павел Карачин». Поисковик сразу открывает ссылку на мою страницу ВКонтакте, группу «Памяти Самого Себя», страницу на «Стихи Ру» и «Поэмбук».
https://vk.com/id371417033 Страница ВК - стучите, я всем рад!
https://vk.com/pamyaty_samogo_sebya Открытая группа
На этих страницах можно прочесть все стихи, посмотреть все видео и послушать официальные альбомы и наиболее интересные концертные записи. Так же на страницах постоянно появляется информация обо всех концертах с моим участием. Ну и, конечно же, выразить своё отношение к творчеству и ко мне лично – комментарии открыты.
https://www.stihi.ru/avtor/gollandec1 Полное собрание сочинений, за исключением трёх стихов, удалённых модераторами за экстремизм (к вопросу о преследовании – я ещё жив и даже на свободе!)
https://poembook.ru/id79182 Абсолютно полное собрание сочинений – здесь ничего не удаляли. Более того, к некоторым стихам прикреплены аудиозаписи, чтоб было не так скучно читать.
https://soundcloud.com/user-581025216 Собрание номерных альбомов.
В Фейсбуке я тоже есть, но, будучи человеком, достаточно дремучим, не очень люблю эту соцсеть из-за неудобного интерфейса и отсутствия музыки. Поэтому появляюсь там редко и ненадолго.
Официальные альбомы «Флагман Гражданской Поэзии», «Волчья Яма», «Проданный Смех» и «Никто» имеются также на трекерах Rutracker и NNM-club.
Книги со стихами представлены в интернет-магазинах, некоторые диски – в интернет-магазине издательства «Выргород». Но вся эта сувенирная продукция распространяется в виде подарков на концертах всем желающим. Так что приходите на концерты, добавляйтесь в соцсетях, читайте, слушайте – я всем очень рад! Ведь в конечном итоге все делается для зрителей.
Искусства для искусства не бывает!

Юлия Калашникова
Фото из личного архива Павла Карачина


  • 0
  • 2 017

Добавить комментарий

    • Смайлы и люди
      Животные и природа
      Еда и напитки
      Активность
      Путешествия и места
      Предметы
      Символы
      Флаги


  • 16+
    Политика конфеденциальности
    Пользовательское соглашение


Template not found: /templates/rock/images/top.tpl