Rockcor N1 (2024) - Интервью Therion (Начало; короткая версия)


В ситуации, когда весомая часть лейблов минимизирует либо вовсе сворачивает своё присутствие в РФ, западные стриминговые сервисы хлопают дверьми, а многие музыканты либо оказываются заложниками политики тех самых лейблов и стриминговых сервисов, либо не выпускают альбомы в России в соответствии с собственными убеждениями, как-то совсем не ожидаешь встретить музыканта мировой металл-сцены, который лично прорабатывает вопрос доступности музыки своей группы для российской публики. Тем приятнее оказывается подобная встреча! Речь идёт о Кристофере Йонссоне, лидере THERION, одного из ключевых коллективов в симфоническом металле. Последние годы группа работала над трилогией альбомов “Leviathan”, и мы общались с Кристофером перед выходом “Leviathan I” (см. Rockcor №2 (176) 2021), пропустили “Leviathan II”, но вновь оказались на связи к релизу “Leviathan III”. В обширном и эксклюзивном интервью Кристофер рассказал много нового о работе над трилогией, поделился мыслями насчёт винила и стриминговых сервисов, посетовал на перспективы музыки в условиях развития искусственного интеллекта, рассказал о нынешних трудностях распространения записей в России и много о чём ещё.

- Привет, Кристофер! Как поживаешь?
- Привет! Неплохо, даю серию интервью в преддверии выхода нового альбома, и надо сказать, сейчас на меня это всё не так давит, поскольку в этот раз я отдал половину интервью Томасу Викстрёму. Дело в том, что я отказываюсь делать интервью по Зуму, поскольку у меня нет ни веб-камеры, ни самого Зума, и желания устанавливать его тоже нет, не хочу загрязнять компьютер всяким мусором. А некоторые журналисты говорят: “Мы общаемся только по Зуму!” Ну, не проблема, тогда идите к Томасу Викстрёму. Так что новый альбом – это всё ещё достаточно свежая тема для меня, в обычной ситуации к этому моменту я бы уже утомился разговорами, но сейчас нагрузка в два раза меньше, так что я только рад поговорить!

- Отлично, обязательно обсудим заключительную часть трилогии, но сначала предлагаю окинуть взглядом весь проект “Leviathan”. Как ты считаешь, удалось ли Therion достичь поставленных целей? По твоей изначальной задумке, первая часть должна была стать этаким сборником хитов, вторая – уйти в более тёмную и меланхоличную музыку, а третья – показать более смелую, экспериментальную сторону творчества Therion.
- Я думаю, да, достигли, но мы пока не знаем, насколько успешен будет третий альбом, поскольку он ещё не вышел, но, по крайней мере, первый был весьма хорош в коммерческом плане, так что тут у нас нет сомнений – хитовый альбом удался. Второй, в общем-то, тоже был частично завязан на хитах, а частично – на более тёмном материале. И песни-хиты с той записи также оказались достаточно успешны. С третьего пока вышли только синглы, а я стараюсь не делать выводов по синглам, поскольку многие просто их не слушают, а ждут весь альбом. Посмотрим примерно через год. Первое время после релиза не очень показательно, стриминговые сервисы, как правило, показывают хорошие значения по статистике в этот период, но ты не знаешь, будут ли люди продолжать стримить альбом через некоторое время или нет. К примеру, у “Leviathan I” было особенно много прослушиваний вначале, потому что мы тогда только объявили о нашей идее с трилогией, и люди заинтересовались этой концепцией. Кроме того, когда альбом только выходит, он автоматически попадает в различные плейлисты, в работу включаются алгоритмы и прочие инструменты, которые используются лейблами для цифрового продвижения. Я стараюсь обращать внимание на реальные показатели, на то, сколько людей решили послушать эту музыку по своей воле – вот что важно. По крайней мере, для меня. Так что понять, как реально обстоят дела у твоего альбома на цифровых платформах, можно где-то через год после его выхода. Что же до CD, то этот рынок полностью спущен в унитаз, сейчас почти всё крутится вокруг стриминга. Думаю, мы продадим 20-25 тысяч CD в Европе… Это что-то около трети от того, что мы обычно продавали. Не знаю, когда мы приступим к следующей записи, но я не уверен, нужен ли нам вообще будет лейбл в таких условиях… Настолько всё плохо.

- Согласен ли ты, что люди сегодня вообще предпочитают слушать песни, а не альбомы?
- Безусловно. Ты из России, а в 1980-е это был Советский Союз, так что у вас всё было по-другому, но [на западе] в 1980-е в центре внимания были синглы. И так было с 1950-х по 1980-е: главными были синглы! Люди могли не быть любителями какой-то группы, но могли купить сингл, который был им по душе: например, кто-то не был фанатом Bon Jovi, но покупал “Livin’ On A Prayer”, потому что им нравилась сама песня. И в некотором смысле это сейчас возвращается, потому что в 1990-е, во времена CD, синглы хоть и существовали, но это было не так, как раньше, особенно в случае с металлом, потому что металл-музыка, которая выходила в 1990-е, совсем не была ориентирована на синглы, идея была скорее в том, чтобы сделать хороший альбом, чтобы люди слушали всю запись. И было действительно важно, как ты структурируешь альбом, чтобы для слушателя это стало путешествием с первого до последнего трека. Люди тогда редко пропускали песни, разве что они были совсем дерьмовыми. А сейчас мы как бы вернулись к тому, что было до этого. Только теперь речь не об определённых синглах, а о песнях в общем, поскольку люди сами выбирают, какой трек слушать, это не обязательно сингл. Тем не менее, если ты посмотришь, что сейчас движет стримингом, то увидишь, что это - хитовые песни. Не хочу тыкать пальцем в конкретные группы, но когда ты музыкант, то всё равно так или иначе обращаешь внимание на другие коллективы, смотришь, как у них дела по сравнению с тобой… И я вижу, что у других групп разница между прослушиваниями наименее популярных песен и песен-хитов с одного и того же альбома просто огромна. В этом плане Therion неплохо справляются, поскольку даже те песни, которые люди слушают меньше других, всё равно получают приличное количество прослушиваний, так что у нас всё более равномерно: может, и без таких хитов, какие есть у других групп, поскольку мы делаем менее коммерциализированную музыку, но у наших “худших” по стримингу песен дела обстоят лучше, чем у “худших” песен других групп. Текущее положение дел таково, что если ты сделаешь целый альбом, но при этом не выдашь хит, то дела у записи пойдут весьма дерьмово. Я буквально только что слушал свежий релиз одной симфоник-металл группы, на нём хита не оказалось, и с точки зрения стриминга этот альбом чувствует себя ужасно. Я не буду называть группу, это было бы нехорошо, но важно сказать, что на их предыдущей записи присутствовал огромный хит, и на ту песню приходилось порядка 70% прослушиваний от того альбома. Так что да, в точности как ты сказал: сейчас подход ориентирован на песни, хиты очень востребованы. И это, как по мне, очень скучно, поскольку я действительно люблю концепцию альбома. С другой стороны, есть и положительная сторона: в старые времена, если тебе не нравилась группа, но нравилась одна песня, ты записывал себе CD или кассету с компиляцией таких песен, и музыканты с этого ничего не получали. А теперь если кто-то думает, что Therion – это отстой, но им нравится “The Rise of Sodom and Gomorrah”, и они будут иногда слушать только её, мне за это что-то да заплатят. Так что всегда есть две стороны. Посмотрим, как ситуация будет развиваться, но я думаю, что винил вероятно будет продолжать захватывать всё бОльшую часть рынка и со временем добьёт CD. Пластинки будут покупать разные категории людей: кого-то действительно заботит звук, кто-то принадлежит к старой школе, кому-то просто нравится идея такого физического носителя, кому-то хочется собрать коллекцию разноцветного винила. А на другой стороне будут люди, которые будут слушать всё через цифровые сервисы, и это будет как два лагеря. Но вот CD… Году в 2018 я разговаривал с Nuclear Blast об этом, и они сказали: “Мы оценили, что где-то через 10 лет позиции CD будут примерно такими же, как позиции винила в середине 1990-х.” То есть будут печататься какие то небольшие тиражи для коллекционеров или просто людей, которые не забросили этот формат. Диски, видимо, продолжат существовать, но это будет что-то в духе: “Окей, давайте сделаем 1000 копий лимитированного издания и подпишем их.” А винил, кстати, у многих групп уже сейчас обошёл CD по объёмам продаж.

Продолжение читаем в Rockcor N1 (2024). Заказать журнал

  • 0
  • 59

Добавить комментарий

    • Смайлы и люди
      Животные и природа
      Еда и напитки
      Активность
      Путешествия и места
      Предметы
      Символы
      Флаги


  • 16+
    Политика конфеденциальности
    Пользовательское соглашение


Template not found: /templates/rock/images/top.tpl