Rockcor N8 (2024) – Интервью. OPETH: “Наше будущее светло” (короткая версия)
OPETH являются одной из самых влиятельных групп на прог-металлической сцене, так что неудивительно, что каждый их релиз становится большим событием и вызывает у сообщества настоящий ажиотаж. Вот и на 2024 год пришлось такое событие: группа анонсировала выход альбома “The Last Will And Testament”, да не простого, а полностью концептуального, в основе которого лежит мрачная семейная история, сочинённая Микаэлем Окерфельдтом. По словам лидера группы, ниточки семейной темы тянутся ещё с альбома “In Cauda Venenum”, цитата: “Мне стало интересно, как члены семьи могут пойти друг против друга. Я увидел интервью с парнем, от которого отвернулось всё семейство из-за вопросов наследства, и я написал об этом песню для прошлого альбома. Эта идея не выходила у меня из головы.” Кроме того, Микаэлю пришёлся по душе сериал “Succession” / “Наследники”, что укрепило его интерес к подобной тематике. Гитарист Фредрик Окессон дал интервью нашему журналу, в котором рассказал об особенностях звучания нового альбома, о том, как Микаэль вернулся к гроулингу, каким образом на “The Last Will…” оказались музыканты из Jethro Tull и Europe, какова была специфика гитарной работы и что привнёс в группу новый барабанщик. Кроме того, Фредрик поделился и парочкой старых воспоминаний...
- Фред, привет! Как дела?
- Привет, Алекс! Приятно познакомиться! Всё нормально, только что закончил с физическими упражнениями. Занятие скучное, но нужное. Как сам?
- Всё ничего, спасибо! Давай поговорим про “The Last Will And Testament”. Мне показалось, что история, которую этот альбом рассказывает, по своей атмосфере близка к рассказам Эдгара По...
- Да, сюжет истории строится вокруг спора, который разворачивается, когда семья знакомится с завещанием умершего отца, который был очень богат. Всё это происходит в 1920–1930 годах. Кроме этого, в сюжете много побочных историй: например, оказывается, что у отца есть дочь от одной из служанок и она страдает от полиомиелита, и так далее. Я не могу рассказать обо всех поворотах сюжета, это то, что слушатель должен услышать в песнях, он сам должен разобраться во всей истории. Концепцию придумал Микаэль. Незадолго до этого он посмотрел сериал “Наследники”, в котором много семейных интриг, так что частично вдохновение пришло оттуда, но мы хотели создать что-то чуть более тёмное и жутковатое, что-то в духе таких авторов, как, к примеру, Эдгар По, которого ты упомянул. Когда Микаэль только показал нам эту историю, она была немного другой, но потом она выкристаллизировалась в то, что ты слышишь на альбоме. Важную роль в этой истории сыграл Йен Андерсон из Jethro Tull – он изображает фигуру отца и по является в нескольких песнях. Я думаю, получился интересный концептуальный альбом, и момент для его создания был подходящим. Я сам большой поклонник классических концептуальных альбомов. Когда я был моложе, мне, к примеру, очень нравился “Abigail” King Diamond.
- Написанием текстов Микаэль занимался не в одиночку? Я вижу, что в авторах концепции также указана Клара Форс, на сколько большую роль она сыграла?
- Клара — это девушка Микаэля, но я, честно говоря, не знаю, как много она написала… Она помогала Микаэлю с разработкой концепции альбома, знаю, что они обменивались идеями по этому поводу. А ещё в записи одного из треков участвовала дочка Микаэля [Мирьям]: пугающий голос, что ты слышишь в концовке “§1”, принадлежит ей.
- Вопрос, который вам наверняка уже задали сто раз и за дадут ещё сто, но который я не могу пропустить: что поспособствовало возвращению Микаэля к гроулингу? На новом альбоме достаточно много вещей, где он поёт в манере, которую не использовал уже довольно давно, если говорить про студийные записи.
- (смеётся) Про сто раз – это точно. Вживую мы обычно исполняем много старых вещей, и мы стали замечать, что его гроулинг стал более глубоким и “цепким”. Это как вино, которое с годами зреет. Он очень хорош в этой манере, и казалось, что у него самого вновь проснулся интерес к такому вокалу, что и вылилось в новые песни с гроулингом. Если Микаэлю просто сказать, что нужно сделать что-то, спеть что-то так-то, то этого не случится. Ни Opeth в целом, ни сам Микаэль так не работают. Я играю с ним уже почти 18 лет и могу сказать, что он не любит [внешнее влияние], ему нужно самому дойти до какой-то идеи. У нас были некоторые разговоры в конце тура в поддержку предыдущего альбома: “Может, нам стоит снова сделать тяжёлый альбом?” И я думал: “Да!!! Давайте!!!” Но я не хотел демонстрировать слишком большой энтузиазм, так что ограничился более спокойной реакцией: “Да, было бы неплохо!” И я думаю, сейчас подходящий для этого момент: Opeth выпустили 4 альбома без экстрим-вокала, хотя раньше это был сильный элемент группы. При этом я думаю, что этот альбом – это движение вперёд, а не возврат в прошлое, это не “давайте сделаем ещё один ‘Deliverance’ или ‘Blackwater Park’!”. В нём всё равно есть элементы прога, но мы идём вперёд. Это мои мысли. Я надеюсь, что слушателям альбом понравится.
- Нельзя не отметить его разнообразие: тут и классический прогрок, и прогметалл, и дэт, и дум, и даже какие-то
- Да, это есть в треке “§5”, там действительно можно услышать восточные гармонии.
- Откуда они взялись?
- Мы уже делали подобное ранее: в “The Seventh Sojourn с “Sorceress” присутствовала индийская атмосфера, ещё можно вспомнить “Atonement” с “Ghost Reveries”. Но новая песня другая. Было достаточно сложно разучивать эти партии, эти сдвоенные акустические гитары, там ещё и струнные. Мы записали настоящий струнный ансамбль под руководством Дэйва Стюарта, но не того Дэйва Стюарта, который из Eurythmics, и не того, с которым мы работали до этого [прим. автора: “другой” Дэйв Стюарт отвечал за аранжировки струнных на таких альбомах, как “In Cauda Venenum” 2019 г. и “Pale Communion” 2014 г.]. Я считаю, что использование настоящих струнных сыграло большую роль в формировании эпичного звучания нового альбома. Это дорого, но это того стоило. Мы сравнивали получившийся звук со звуком, созданным программой для аранжировок… Как же она называлась… Кажется, Spitfire. Звук, сделанный через эту программу очень, очень хорош. Но когда мы сравнили его с записью живых струнных, стало понятно, что запрограммированные инструменты всё ещё не ровня живым. И это хоро шо, поскольку это позволяет настоящим музыкантам оставаться востребованными.
Продолжение читаем в Rockcor N8 (2024). Заказать журнал