Пощёчина общественному вкусу по-английски, или Моралистам вход воспрещён

Пощёчина общественному вкусу по-английски, или Моралистам вход воспрещёнПолитика политикой, а перекрёстный год культуры Великобритании и России – событие серьёзное, так что и подходить к нему нужно серьёзно и, главное, с душой. Должно быть, именно этим руководствовались сотрудники Музей изобразительных искусств им. Пушкина, когда организовывали выставку «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», открывшуюся 23 сентября 2014 года. Британский прозаик, поэт, дрматург и просто эксцентрик Оскар Уайльд русской публике, несомненно, знаком, а вот имя Обри Бердслея, выдающегося графика, жившего в одно время с автором «Портрета Дориана Грея», известно по большей части в кругах посвящённых. Однако создателям выставки это вовсе не помешало; помимо того, что Бердслей известен в основном и в том числе благодаря иллюстрациям к пьесе Уайльда «Саломея», в России начала XX века у английского художника было довольно много поклонников и последователей. Вот и сошлись звёзды: в рамках года перекрёстной культуры вышло очень по поводу, изящно и с любовью.

Сравнительно небольшие помещения, лёгкая полутьма, ювелирно исполненная графика Бердслея – и всё вокруг буквально дышит желанием поведать историю юного гения, ушедшего из жизни в двадцать пять лет и успевшего за столь короткий срок шокировать всю Англию. Бо´льшая часть выставки посвящена иллюстрациям Бердслея к знаменитой уайльдовской «Саломее», пьесе на библейский сюжет, который и драматург, и иллюстратор с присущей им неудержимой творческой фантазией трактовали довольно свободно. Все представленные на выставке работы привезены в основном из музеев и частных собраний Лондона, Москвы и Санкт-Петербурга, и это сильный аргумент в пользу посещения сего мероприятия: больше случая может и не представиться, не каждый день коллекционеры да лондонские музеи бывают так щедры. Сразу оговорюсь, правда, что если вы – человек высокоморальный и без намёка на чувство юмора, делать на выставке вам решительно нечего: и Уайльд, и Бердслей принадлежали к той категории людей, которых англичане называют notorious – скандально известными, эпатажными и вызывающими возмущение чопорной английской публики. А вот если остроумная, тонкая ирония и, чего уж греха таить, некоторая доля утончённого баловства вам не чужды – добро пожаловать.
Пощёчина общественному вкусу по-английски, или Моралистам вход воспрещён
Отдадим организаторам выставки должное: они подошли к делу ещё и с креативом, использовав все доступные современному музейному делу мультимедийные возможности. Изумительно информативный аудио-гид, сопровождаемый цитатами современников о Уайльде и Бердслее и даже музыкой столь любимого художником Вагнера; прижизненные издания и фотографии; фильм о заключении Уайльда в Рединге с цитатами из «Баллады Редингской тюрьмы» в оригинале; кадры немого кино «Саломея» Чарльза Брайанта – посетители погружаются в атмосферу конца XIX – начала XX века и на пару часов выпадают из реальности. Для тех, кому не очень удобно ходить с трубкой-аудиогидом в руках, на стенах висят стенды со вполне исчерпывающей информацией, изложенной лёгким, интересным языком. В качестве бонус-сюрприза – два зала с картинами русских подражателей Бердслея, в числе которых искушённая публика увидит Бакста, Бенуа, Сомова и многих других известных художников, для которых Обри Бердслей в начале XX века был идеалом для подражания. В самом конце можно приобрести замечательные иллюстрированные книги, где представлены практически все основные экспонаты выставки с подробнейшими комментариями – всем, кто увлекается не только графикой, но и историей искусства вообще, советую приобрести. Если вы так или иначе интересуетесь Англией и уж тем более, творчеством Оскара Уайльда или Обри Бердслея в частности, посетить это мероприятие нужно обязательно – не пожалеете, тем более, что времени осталось немного: выставка продлится до 30 ноября. Единственный минус, который уж никак нельзя вменить в вину организаторам – немалые очереди на входе в музей, но так уж было всегда, и ничего с этим не поделаешь – можно только порадоваться, что публика тянется к искусству. В случае с выставкой Уайльда и Бердслея могу со всей уверенностью сказать, что проведённые в очереди полчаса того стоили. Стоит только попасть в заветные залы, и в вашем сердце навсегда останется история двух ироничных, искромётных гениев эпохи с трагической и трогательной судьбой.
Eva K.

  • 0
  • 2 761

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent


  • 16+
    Политика конфеденциальности
    Пользовательское соглашение