Кризис страны развлечений

Нет, сомнений в том, что мировая массовая культура находится в глубочайшем кризисе. Нет новых идей, нет никаких устремлений создателей кино и книжной продукции кроме, как сорвать побольше прибыли с полуфабрикатов. Снимаются всевозможные сиквелы и приквелы старых фильмов. И сценаристы изощряются в написании сценариев, которые не имеют ничего общего с теми произведениями, по которым, собственно и снимают эти фильмы. Книги пишутся по фильмам, фильмы снимаются по компьютерным играм. В издательствах, как беспрерывный конвейер создаются серии – продолжения некогда нашумевших книг. Даже положительные герои в фильмах, снятых по комиксам студией MARVEL уже не объединяются для общей цели в борьбе со злом, а выясняют отношения между собой. И это не «Хищники против Чужих», а «Супермен против Бэтмена». И довольно низкий уровень авторов книжных серий обесценивает ранее написанные книги. Некогда новаторские и интересные по сюжету книги Сергея Лукьяненко (автор статьи перечитывал их несколько раз). «Ночной и Дневной дозоры» постепенно, по мере выхода новых книг превращались во что-то серое и аморфное. «Сумеречный», «Последний» и «Новый дозоры» откровенно разочаровали. А те, кто с нетерпением ожидал заключительную часть – «Шестой дозор», были разочарованы вдвойне. Наверное, в этом нет вины самого Сергея Лукьяненко. Просто он стал, в какой-то мере, заложником политики издательства. Но существуют «Миры Дозоров» и многочисленные продолжения, «Миры Ника Перумова» и «Миры метро 2033» Дмитрия Глуховского. Да, есть в этом во всем положительные моменты – открытие имен новых, иногда талантливых авторов. Но вольно или невольно мэтры учат начинающих авторов работать по заданному шаблону. И им очень трудно будет написать что-то свое. У киностудий, одержимых жаждой прибыли, съемки сиквелов превышают все разумные пределы. Только по произведениям Стивена Кинга их ожидается огромное количество. Ожидаются съемки «Противостояния», «Оно», «Кладбище домашних животных» и других крупных и менее крупных произведений. Конечно, один Стивен Кинг способен своими сюжетами спасти американскую киноиндустрию от полнейшего краха, но и сам мэтр ужасов начинает выдыхаться. Из более или менее новых произведений, таких как «Страна радости», «Возрождение» и «Доктор Сон» по-настоящему «кинговской» книгой получилась «Доктор сон». А фильм, который я ожидал долгие годы и связывал определенные надежды (это, конечно же цикл «Темная башня») из-за постоянных задержек, уже не кажется таким желанным. А страх из-за того, что кинодельцы извратят это действительно сильное творение Стивена Кинга постоянно присутствует и никуда не уходит. Современный зритель и читатель настолько пресыщен обилием книг и фильмов, что чаще критикует выходящие новые фильмы и книги и очень редко их хвалит. Книга перестала быть духовной пищей, а превратилась в полуфабрикат, который быстро и между делом заглатывают и забывают. И нет самого главного – осмысления книги после ее прочтения. После просмотра фильма или прочтения книги у многих остается только пустота. И «Багровый пик» с его некоторыми смысловыми неувязками кажется шедевром если сравнивать этот фильм с тем, что штампуют многие киностудии. В погоне за суперприбылями киностудии снимают многочисленные продолжения более или менее успешных фильмов. Фильмы «Бегущий в лабиринте» и «Дивергент» после просмотра оставили неплохое впечатление. В первом случае, мне показалось, что авторы хотели сказать что-то новое в жанре социальной фантастики. «Дивергент» в чем-то очень похож на «Голодные игры». По этим фильмам были сняты продолжения, которые не стали лучше первых фильмов. Развитие «Голодных игр», которое я ожидал в «Сойке-пересмешнице», не получилось, а этот фильм еще разделили на две части для дополнительной финансовой прибыли.

Когда-то я был поклонником сериала «Люди Х», но до тех пор пока не стали появляться продолжения, которые с каждым новым разом становились все слабее. Думаю, что «Людей Х» ждет настоящий «Апокалипсис». И полное забвение. Каждое произведение, будь то фильм или книга должны нести смысловую нагрузку, а не быть только развлечением. Зритель, выходящий из кинотеатра и читатель, прочитавший книгу, должны задавать себе вопросы: «Для чего режиссер снял эту картину? Почему писатель осветил эту проблему так или иначе?» Книги и фильмы изначально создавались для того, чтобы люди не переставали мыслить и не разучились сопереживать. Но у новых книг и фильмов, которые п¬одчас выходят одновременно, одна задача – развлекать. Но в этом-то и заключается кризис страны развлечений.

Александр Беляков


P/S: Автору статьи интересно мнение читателей журнала «Роккор»: совпадает ли оно с его размышлениями о роли литературы и кино в обществе? Может быть, никакого кризиса литературы и кино нет? Думаю, что эта статья станет темой для дискуссии.

  • 0
  • 2 850

Добавить комментарий

    • Смайлы и люди
      Животные и природа
      Еда и напитки
      Активность
      Путешествия и места
      Предметы
      Символы
      Флаги


  • 16+
    Политика конфеденциальности
    Пользовательское соглашение


Template not found: /templates/rock/images/top.tpl