Кризис страны развлечений

Нет, сомнений в том, что мировая массовая культура находится в глубочайшем кризисе. Нет новых идей, нет никаких устремлений создателей кино и книжной продукции кроме, как сорвать побольше прибыли с полуфабрикатов. Снимаются всевозможные сиквелы и приквелы старых фильмов. И сценаристы изощряются в написании сценариев, которые не имеют ничего общего с теми произведениями, по которым, собственно и снимают эти фильмы. Книги пишутся по фильмам, фильмы снимаются по компьютерным играм. В издательствах, как беспрерывный конвейер создаются серии – продолжения некогда нашумевших книг. Даже положительные герои в фильмах, снятых по комиксам студией MARVEL уже не объединяются для общей цели в борьбе со злом, а выясняют отношения между собой. И это не «Хищники против Чужих», а «Супермен против Бэтмена». И довольно низкий уровень авторов книжных серий обесценивает ранее написанные книги. Некогда новаторские и интересные по сюжету книги Сергея Лукьяненко (автор статьи перечитывал их несколько раз). «Ночной и Дневной дозоры» постепенно, по мере выхода новых книг превращались во что-то серое и аморфное. «Сумеречный», «Последний» и «Новый дозоры» откровенно разочаровали. А те, кто с нетерпением ожидал заключительную часть – «Шестой дозор», были разочарованы вдвойне. Наверное, в этом нет вины самого Сергея Лукьяненко. Просто он стал, в какой-то мере, заложником политики издательства. Но существуют «Миры Дозоров» и многочисленные продолжения, «Миры Ника Перумова» и «Миры метро 2033» Дмитрия Глуховского. Да, есть в этом во всем положительные моменты – открытие имен новых, иногда талантливых авторов. Но вольно или невольно мэтры учат начинающих авторов работать по заданному шаблону. И им очень трудно будет написать что-то свое. У киностудий, одержимых жаждой прибыли, съемки сиквелов превышают все разумные пределы. Только по произведениям Стивена Кинга их ожидается огромное количество. Ожидаются съемки «Противостояния», «Оно», «Кладбище домашних животных» и других крупных и менее крупных произведений. Конечно, один Стивен Кинг способен своими сюжетами спасти американскую киноиндустрию от полнейшего краха, но и сам мэтр ужасов начинает выдыхаться. Из более или менее новых произведений, таких как «Страна радости», «Возрождение» и «Доктор Сон» по-настоящему «кинговской» книгой получилась «Доктор сон». А фильм, который я ожидал долгие годы и связывал определенные надежды (это, конечно же цикл «Темная башня») из-за постоянных задержек, уже не кажется таким желанным. А страх из-за того, что кинодельцы извратят это действительно сильное творение Стивена Кинга постоянно присутствует и никуда не уходит. Современный зритель и читатель настолько пресыщен обилием книг и фильмов, что чаще критикует выходящие новые фильмы и книги и очень редко их хвалит. Книга перестала быть духовной пищей, а превратилась в полуфабрикат, который быстро и между делом заглатывают и забывают. И нет самого главного – осмысления книги после ее прочтения. После просмотра фильма или прочтения книги у многих остается только пустота. И «Багровый пик» с его некоторыми смысловыми неувязками кажется шедевром если сравнивать этот фильм с тем, что штампуют многие киностудии. В погоне за суперприбылями киностудии снимают многочисленные продолжения более или менее успешных фильмов. Фильмы «Бегущий в лабиринте» и «Дивергент» после просмотра оставили неплохое впечатление. В первом случае, мне показалось, что авторы хотели сказать что-то новое в жанре социальной фантастики. «Дивергент» в чем-то очень похож на «Голодные игры». По этим фильмам были сняты продолжения, которые не стали лучше первых фильмов. Развитие «Голодных игр», которое я ожидал в «Сойке-пересмешнице», не получилось, а этот фильм еще разделили на две части для дополнительной финансовой прибыли.

Когда-то я был поклонником сериала «Люди Х», но до тех пор пока не стали появляться продолжения, которые с каждым новым разом становились все слабее. Думаю, что «Людей Х» ждет настоящий «Апокалипсис». И полное забвение. Каждое произведение, будь то фильм или книга должны нести смысловую нагрузку, а не быть только развлечением. Зритель, выходящий из кинотеатра и читатель, прочитавший книгу, должны задавать себе вопросы: «Для чего режиссер снял эту картину? Почему писатель осветил эту проблему так или иначе?» Книги и фильмы изначально создавались для того, чтобы люди не переставали мыслить и не разучились сопереживать. Но у новых книг и фильмов, которые п¬одчас выходят одновременно, одна задача – развлекать. Но в этом-то и заключается кризис страны развлечений.

Александр Беляков


P/S: Автору статьи интересно мнение читателей журнала «Роккор»: совпадает ли оно с его размышлениями о роли литературы и кино в обществе? Может быть, никакого кризиса литературы и кино нет? Думаю, что эта статья станет темой для дискуссии.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии:

Оставить комментарий