“Осень” от “Томшин Бэнд”: игра с ожиданием, воплощенная в клип


Постиндустриальный и киберпанковый клип “Бандерлоги” (2020), дерзкий и мистический “Карлсон” (2021) - при таких вводных мы ждали от “Томшин Бэнд” нового страйка. Каким мог быть их очередной клип: мотоциклетная стилистика, воплощение духа хард энд хэви, гитары, барабаны, кожа, латекс... А какие треки они могли бы выбрать для экранизации? “Карабин”, например, “Текилу”, “Sail Alone” или даже “Деньги”... Очередной “научно-фантастический рок-боевик”: ритм-секция, сражающая наповал, техничность гитары, напор в вокале…
А бэнд тем временем “провернул финт”. Вышедшее 11 октября музыкальное видео на лирическую рок-балладу “Осень” идет вразрез со всеми предположениями и даже со сложившимся образом. Но, не путать с “обманутыми ожиданиями”. Это многоходовка, призванная раскрыть совершенно новую грань творчества группы.

Конечно, два предыдущих музыкальных видео уже задали определенную стилистику “Томшин Бэнд”. Неслучайно, этот клип также снял Андрей Новоселов. С одной стороны, он признанный видеохудожник русского рока, сотрудничавший с «Аквариумом», «ЧайФом», «Танцами Минус», «Ногу свело!», «Арией». Но при этом работал и с эстрадой в ее каноническом понимании: с Олегом Газмановым, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым. Неповторимый режиссерский стиль сложился на стыке этих двух крайностей, органично впитав в себя черты обеих. “Осень” можно считать и продолжением заявленной траектории, но в то же время и “подрывником рок-канона”.

Казалось бы, это история поиска призрачной возлюбленной в заброшенном городе, в искривленном потоке времени и пространства. Или что-то большее?

Город-призрак как смысловой центр драматургии

Протяжное “люблю, люблюююю” - мы ожидаем услышать такие строки где угодно, но не в городе-призраке. Клип буквально пропитан готикой - “темный мрачный коридор” прямо по заветам “Короля и Шута”. Тени, зеркала, одиночество героя в декорациях плаксивой осени - атмосфера рассказов Эдгара Аллана По. Но только местом действия стал не таинственный замок, а покинутый военный городок Адуляр в Московской области.

Сама по себе локация стала двигателем драматургии, ее краеугольным камнем. Город-призрак служит воплощением вечного и вневременного. Этот концепт заложен в строках из текста песни:

Я пройду бесконечность вёрст
В ожидании встречи с тобой.

Поэзию “Томшин Бэнд”, как всегда, отличает универсальность. При очевидности “любовного смысла”, можно воспринимать этот пассаж и как встречу с “самим собой” и даже с “судьбой”...

Тема призрачности продолжается и в звуковом оформлении клипа. Аудиоряд составляет не только песня, но и звуки дождя, ветра, колыхание листьев. Любопытно, что на самых первых кадрах трек доносится как бы эхом из потустороннего мира, неся на себе отпечаток “наваждения” главного героя.

Эстетика хоррора на службе у мелодрамы и философской лирики

Один из ключевых приемов - намеренный уход от строгой и последовательной сюжетности в пользу абстракции и ассоциативности.

Такая степень обобщения выражает главную идею, заложенную в тексте песни:

И обычно всегда то, что просим мы,
Ходит где-то у нас за спиной.

Строки ассоциируются не только с любовными переживаниями, а экстраполируется на разные сферы жизни, что и стало режиссерским ключом к произведению.

Смысловые пласты клипа раскрываются “слой за слоем”. Первый уровень: хоррор. Он не выполняет функцию “пугающего”, намеренно не подчинен цели “саспенса” и выбивания стула из-под зрителя. Готические мотивы стали “подсветкой” для любовного пласта, фоном для “мелодраматизма”. Но все же, центральной стала не только любовная лирика. Она - лишь шаг на пути к более абстрактным философским темам: жизнь как путь в лабиринте, поиск, сезонность и цикличность нашего бытия. Философская надстройка впитала в себя идеи экзистенциализма - неизбежности прохождения своего пути в одиночестве.

Прием игры с ожиданием и “необусловленности” сюжета жанром, мы встречаем, например, у Тима Бертона в культовом анимационном фильме “Труп невесты”. За оберткой готики и мрака - добрая сказка с хэппи-эндом, приправленная семейной драмой, социальным подтекстом и душевной травмой… Эстетика игры с ожиданием, обмана “памяти жанра” задает многопластовость и становится почвой для разнообразия трактовок.

Пьеса на двоих
Мы привыкли видеть в клипах “Томшин Бэнд” не только коллектив в полном составе, но еще и дополнительных персонажей. Здесь же количество действующих лиц минимально. На авансцене два героя, но только один из них принадлежит реалистическому пласту… Его возлюбленная - возможно, всего лишь вымысел и наваждение. А может, воспоминание о былых отношениях после расставания или вовсе - о любимой после ее смерти. За тонкой вуалью может скрываться все: в диапазоне от больной фантазии героя, его бреда, до неразделенной любви или синдрома Пигмалиона. А может, клип вовсе не о любви - красавица олицетворяет саму жизнь, утекающую сквозь пальцы, время, уходящее от нас. Многозначность женского образа достигается использованием прозрачного цветофильтра, превращающего девушку в тень.

Еще один главный герой - угасающая, затихающая осенняя природа. Метафора осени жизни, начала конца, замерзания и замирания. Или одного из этапов круговорота, неизбежного двигателя жизни - здесь уж как посмотреть...

Гиперсимволизм
Россыпь художественных средств рассредоточена по всей ткани произведения. Переходы между этажами, разноуровневость действия, длинные планы, облеты заброшенного здания сверху, коридоры, эстетика лабиринта - символы поиска и пути, хаотичности и нелинейности жизни. Потрясают и экстремальные кадры “у края обрыва”. Владимир Томшин поет и играет на гитаре, стоя на аварийном балконе пятого этажа. Здесь зашифрован не только фатум, но и высшая степень обнаженности души. Предельные состояния, такие как любовь - это всегда риск, возможность сорваться в бездну.

Образ калины во многом навеян отечественным поэтическим наследием - от Цветаевой до Шукшина. Ягода, которая одновременно и горька и сладка… Она становится ярким акцентом в бокале пресной дождевой воды.

В клипе считывается и цветовой символизм. Серые и приглушенные, “отсыревшие” оттенки осени разбавляет ярко-красный - олицетворение жизни на фоне увядания, метафора поиска и попыток найти что-то в аморфности, символ настоящего в городе-призраке, всецело принадлежащем прошлому.

Неслучаен уход от традиционно рокерских костюмов. Владимир Томшин предстает в осеннем образе - в шинели и длинном шарфе. Кого он больше напоминает: влюбленного романтика, богемного художника или странствующего гусляра? Образ пропитан эстетикой романтизма и лишен привычного хард энд хэви контекста. А кто его призрачная возлюбленная? Сгусток страсти, коварная роковая красавица, Кармелита, Lady in red?. На всем протяжении клипа мы не видим ее лица, образ обезличен, лишь обозначен ярким маркером - платьем.

Открытый финал
Неоднозначная концовка - продолжение традиции “Карлсона” и “Бандерлогов”. Мы видим четкий вектор движения от динамики к статике. И финал решен в этой парадигме.

Бунт против природы (любовь, как один из ее законов) - еще один сквозной мотив клипа, вариация характерной рок-темы “богоборчества”.

Состояние блуждания героя находит свой пик в сценах отчаяния. Главный герой разбивает зеркало, ломает стул. Это не просто рок-формула, а кульминация неукротимого чувства.

Заключительный акт - герой замирает в объятиях девушки-мечты, которая уже теперь не призрак. Что это - единение с возлюбленной, попадание в капкан страсти, похищение или объятия смерти? А может, безумие - видение стало реальностью - или все-таки хэппи-энд?

Но и даже это - ложный финал. Настоящую смысловую завершенность придает закругляющий композицию осенний статичный натюрморт. Бокал с калиной на фоне осеннего леса… Борьба динамики и статики завершилась в пользу последней. Только природа - царица всего. Она может существовать вне времени и пространства, ей чужды поиски и метания. Она стирает все и произрастает из всего - вспомним кадр с выросшим на крыше дома-призрака деревом. Звуки сливаются в единую симфонию дождя. Вечное возвращение всего и вся к истокам, к покою и вечности, чтобы выйти на новый круг жизни…



  • 0
  • 1 062

Добавить комментарий

    • Смайлы и люди
      Животные и природа
      Еда и напитки
      Активность
      Путешествия и места
      Предметы
      Символы
      Флаги


  • 16+
    Политика конфеденциальности
    Пользовательское соглашение


Template not found: /templates/rock/images/top.tpl